Региональное руководство бьет в набат: проблема наркомании в Пензе стала проблемой, влияющей на социальную стабильность субъекта федерации, его будущее.
Зло, заполонившее почти всю Россию, захватывает все новые и новые рубежи, облюбовав и наш относительно спокойный ранее город, нанося удары по самому уязвимому звену – пензенским детям и подросткам.
Губернатор Василий Бочкарев пытается всеми силами удержать ситуацию под контролем, мобилизуя весь арсенал имеющихся в его юрисдикции средств и возможностей. Это и различные комиссии по проблеме, созданные при региональном правительстве, и многоуровневые структуры образования, и институты гражданского общества.
Глава региона справедливо требует от подведомственных учреждений и волонтеров реальной результативности в противодействии злу, обращая их особое внимание на работу с родителями подростков.
«Надо рассказывать родителям, убеждать, чтобы они чаще были с детьми, находили время для совместного отдыха. Если мы не будем потреблять наркотик, то будем неинтересным регионом для этих убийц. Надо профессионально убедить родителей, что беда может прийти в их дом. Из 10 детей 8 пробовали или потребляют наркотические средства. Причем родители сами дают детям деньги на сигареты и алкоголь. Откуда у детей такие деньги? Хватит всех десятками и сотнями хоронить! Это же позор — студенты поехали на экскурсию к Лермонтову и напились таблеток с алкоголем. Надо наводить порядок!» — потребовал Василий Бочкарев на видеоконференции с главами муниципальных образований.
Прав губернатор. Ведь ни школа, ни институт, ни армия, а именно семья, домохозяйство, как говорят подростковые социологи, и формирует среду обитания подрастающего поколения. А уже потом оперившийся и возмужавший «птенец» идет в мир публичных коммуникаций - будь то школа, армия или институт. И вот здесь и проявляется сила иммунитета, который привит будущему полноправному члену общества на этапе его становления именно в семье – месте доверительной ежеминутной среды обитания близких.
Однако это не вся часть правды, отражающая актуальность противодействия смертельному злу, потому что, помимо общественно-воспитательных инструментов предупреждения и искоренения смертельной угрозы, находящихся в арсенале губернской власти, не самых, признаемся, мощных по степени влияния на проблему, есть инструменты общегосударственные, федеральные. Они призваны в силу закона не воспитывать и уговаривать, а жестко и бескомпромиссно пресекать всей мощью государства, имея огромные возможности, регламентированные нормами федеральных законов и критериями оперативно-розыскной деятельности. Ощутите, что называется, разницу.
На территории Пензенской области аккредитовано несколько федеральных структур, прямой задачей которых является функция борьбы с незаконным распространением наркотических средств.
Главная из них - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - ФСКН. Название службы и есть ее главный функционал. Комментарии, как говорится, излишни. Именно эта силовая структура несет на себе все бремя ответственности за происходящее в области. Есть результаты – молодцы! Нет – плохо… Повод задать неудобные вопросы менеджерам-руководителям.
Не менее значимой в силу правовых императивов федерального закона N40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» является Федеральная служба безопасности – ФСБ РФ. Пункт «е» статьи 12 закона прямо обязывает службу «разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с (…) незаконным оборотом (…) наркотических средств, контрабандой».
Это как раз актуально, если иметь ввиду, что весь наркотрафик, и особенно так называемые дизайнерские наркотики, поступают в Россию и Пензу именно контрабандно, из-за рубежа. А вся логистика взаимодействия курьеров, закладчиков тайников и сбытчиков выстраивается с использованием современных средств коммуникаций – Интернета. Прямо полный арсенал классических спецслужбовских технологий. И как в этой схеме не «старшему брату» держать пальму первенства в противоборстве со своим антиподом по ремеслу?
Государство наделило специфическими функциями по пресечению всех противоправных деяний (сбыт наркотиков есть деяние противоправное) и нашу доблестную полицию. Пункт 1 ст. 2 № 3-ФЗ «О полиции» именно так и трактует деятельность полиции: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц.
Все три перечисленных структуры являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, то есть обладают полным спектром возможностей по контролю за оперативной обстановкой в регионе и решению задач пресечения преступлений.
Региональная власть, педагоги, общественники, родители, как известно, прослушивать телефоны, осуществлять наружное наблюдение и вести скрытую видеосъмку, опрашивать граждан, носить пистолеты и спецсредства, наконец, захватывать и сажать курьеров и сбытчиков, увы, не могут. Не могут в силу законов, которые эти же силовые структуры, обязанные превентировать зло, и приняли, взяв на себя, таким образом, всю полноту ответственности за ситуацию с распространением наркотиков в Пензе.
Кроме того, над указанными ведомствами особняком стоит орган надзора в лице прокуратуры – еще один мощный федеральный инструмент, который, в силу закона о прокуратуре, обязан заставлять, говоря по-простому, управомоченные силовые структуры исполнять возложенные на них государством функции - в порядке надзора.
Это прямо следует из формулировки статьи закона: «Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций».
Как видим, на территории Пензенской области расквартирован полностью укомплектованный федеральный оперативно-силовой ресурс в лице нескольких мощных и многочисленных федеральных инструментов, потенциал которых, теоретически, способен творить чудеса в сфере своей профессиональной компетенции. Однако статистика роста наркопреступлений за последние полтора-два года напоминает войну в отдельно взятом регионе. Войну наркодилеров с нашими детьми. А это, бесспорно, свидетельствует о том, что инструменты, при всем уважении к ним, явно не на высоте, судя по беспристрастным цифрам, которые горестно озвучивает власть.
Так неужели гражданское общество и муниципальные власти должны подменять собою армаду хорошо оплачиваемых и блистательно экипированных государственных специальных институтов, перетягивая на себя, по факту, системную работу силовых структур? Не есть ли это партизанщина, ведущая к распаду государственности в отдельно взятом регионе в принципе? А как бы было здорово, если бы к просветительско-педагогическим мерам профилактики проблемы прибавились и эффективные меры ее пресечения.