Для меня малая родина точно начинается с вокзала. В детстве мои ноги в валенках или сандалиях несли меня прямиком сюда, на Привокзальную площадь, через подземный переход я прошел тысячи раз туда-обратно.

Дело в том, что мои бабушка и дедушка по материнской линии жили в пятиэтажном доме на улице Жемчужной, что располагается через железнодорожные пути станции вокзала Пенза-I.

Теперь трудно представить Пензу без железных дорог. А всего лишь, какие-то полтора века назад сюда можно было добраться только конными экипажами да пешком. А вокруг избыточное богатство - безбрежные поля хлебов. В 1866 году группа тамбовских помещиков и предпринимателей, возглавляемая губернским предводителем дворянства статским советником Сергеем Дмитриевичем Башмаковым вышла с ходатайством в царское правительство о предоставлении концессии на строительство железной дороги от Ряжска до Моршанска.

Год спустя, в ноябре 1867 года, железная дорога от Ряжска до Моршанска была построена и открыта. Но на этом не успокоились. Прошло пять лет, и в мае 1873 года «Пензенские губернские ведомости» написали о том, что близ деревни Глебовки начались работы по устройству полотна Моршанско-Сызранской железной дороги на протяжении одной версты. А осенью того же года газета сообщала читателям: «В городе сильно распространен слух о том, что до Пензы от Моршанска полотно нашей вновь строящейся дороги будет готово к осени, и с августа по ней начнется движение рабочих поездов».

Масштабы работ превзошли трудозатраты на египетские пирамиды. Только на участке Моршанск-Кузнецк в короткий срок было возведено 146 мостов, из них семь имели протяженность свыше 100 метров.

Одновременно с железнодорожным полотном возводились вокзалы, мастерские, депо, элеваторы, рабочие общежития и прочие объекты инфраструктуры. В рабочих поселках возводились бани, церкви, часовни. Идеологами и локомотивами строительства выступили пензенские высокородные дворяне - братья Башмаковы.

Однако, несмотря на то, что рабочие поезда и не доходили еще до Пензы, на ее северной окраине полным ходом шли строительные работы. Рабочие копали канавы на участке под паровозовагоноремонтные мастерские. Они были построены и сданы в эксплуатацию в 1873, и с этого времени там производился ремонт различной техники.

На берегу реки Суры в 1874 году была построена водокачка для снабжения паровозов водой. И вот на имя пензенского губернатора поступила телеграмма, в которой сообщалось: «Господин министр путей сообщения разрешил открыть на Моршанско-Сызранской железной дороге постоянное движение пассажирских и товарных поездов 11 октября сего года».

Теперь историю Пензы можно вести «до железной дороги и после». Вот так Пензу «до железной дороги» изобразил в четырех строках купец и самородный поэт Михаил Иванисов в своей поэме «Пенза. Сатирическое описание города в 1860-1870 годы»:

«…Сколько лет под спудом кровлей
Этот город прозябал!
Ни наукой, ни торговлей
Не имел себе похвал...».

А потом продолжил о Пензе «после»:

«Так как в Пензу век явился,
Век - давно желанный век!
Пенза - город оживился
И - ликует человек!
Это новое явленье,
С новым счастием зари,
И все приняло движенье –
И снаружи, и внутри
Это - будет город новый,
Новый Гамбург и Калькутт,
И ему - венец лавровый
На машине подвезут!»

Проведение дороги через Пензу было встречено горожанами с невиданным доселе энтузиазмом, воодушевлением и ликованием. 19 августа 1873 года вблизи от паровозного сарая в торжественной обстановке было заложено здание вокзала. Событие это, как сообщали «Пензенские губернские ведомости», «одно из самых интересных и резко выдающихся из обыкновенной колеи нашей провинциальной жизни, без сомнения надолго останется в памяти всех очевидцев».

«С самого раннего утра, несмотря на ненастную дождливую погоду, в городе заметно было какое-то особенное оживление. Извозчики, пользуясь, случаем, за самые незначительные переезды ломили высокую плату, большинство же, подряженные ещё накануне, вовсе не выезжали на биржу. Все служащие при постройке дороги, чернорабочие, равно и гости, приглашённые на освящение, в 12 часов собрались внутри начатого здания пассажирского вокзала на молебствие с водосвятием. По окончании молебствия главный инженер строящейся линии Пётр Антонович Борейша по старинному русскому обычаю пригласил всех присутствующих духовных и светских лиц откушать хлеба-соли. Рабочим, землекопами и каменщикам также была предложена закуска и чарка», - отмечали в издании.

В 1889 году, в соответствие с планом правительства по национализации основных транспортных артерий и созданию единой государственной железнодорожной системы, Моршанско-Сызранская дорога была выкуплена в казну. Затем она была слита с другими сопредельными участками и преобразована в Сызрано-Вяземскую государственную. С началом строительства в 1891 году Великого Сибирского пути Сызрано-Вяземская дорога сделалась важным звеном в цепи самых протяженных на земле железнодорожных магистралей. Говоря фигурально, она связала воедино европейскую и азиатскую Россию. Да что Россию - Европу и Тихий океан!

И все пассажиры сих дальних странствий ехать изволят через Пензу, и отдыхать тут выходят на вокзальный перрон. А вокзал, как водится, - лицо города и визитная карточка железной дороги. В спешке начального обустройства вокзал, еще прежней, Моршанско-Сызранской дороги, был скромным деревянным строением. Он перестал соответствовать масштабам трансконтинентального транзита.

Вскоре старенький деревянный вокзал прежней Моршанско-Сызранской дороги был снесен, и на его месте по типовому проекту Министерства путей сообщения в 1889 году начинает возводиться новый кирпичный комплекс Сызрано-Вяземского вокзала.

Тут все соответствовало высоким стандартам XIX века: отапливаемый зал ожидания, почтовая контора, телефон, церковь, буфет, бесплатный кипяток и другие чудеса сервиса. Во время одночасовой стоянки каждого пассажирского поезда на перроне играл военный оркестр. Культура-с! А для пущего спокойствия пассажиров при вокзале был оборудован постоянный полицейский пост.

2 августа 1891 года его императорское высочество государь наследник цесаревич Николай Александрович на поезде прибыл к вокзалу ст. Пенза Моршанско-Сызранской железной дороги. После кратковременного чаепития в зале вокзала наследник цесаревич ненадолго вышел к жителям Пензы, заполнившим обширную Ярмарочную площадь перед вокзалом, а затем вернулся в зал, где удостоил Пензенского епископа преосвященного Митрофана беседою. В новом двадцатом веке Николай Александрович побывал в Пензе еще раз, но уже как император Николай II.

Первое здание вокзала по нынешним временам можно считать долгостроем. Только лишь к 1923 году работы по возведению и отделке нового вокзала были полностью завершены. Но этому растянувшемуся строительству были свои весомые причины: Первая мировая война, пара революций, война гражданская... Такая вот история. Но и это вокзальное здание через полвека было безжалостно снесено в связи с возведением современного вокзального терминала Пенза-I.

Внешний облик вокзала Моршанско-Сызранской железной дороги помнит лишь старшее поколение пензяков – он был разрушен в конце 1960-х годов в связи с началом строительства на его месте нового вокзала станции Пенза-I.

17 марта 1974 года было сдано в эксплуатацию новое здание вокзала ст. Пенза-I. Вокзал стал украшением города, одним из символов его бурного роста и развития 1970-80 годов. В конце 1978 года работа строителей, возводивших здание нового вокзала, заслужила весьма высокую оценку. Авторы проекта были удостоены Государственной премии РСФСР за заслуги в области архитектуры

Проходят года, десятилетия, век сменяется веком, появляются новые виды транспорта, но железная дорога по-прежнему в почете. Через наш город проходят десятки поездов разных направлений. Кто-то приезжает именно в Пензу, а кто-то видит город на Суре из окон своего купе. С вокзала начинается Родина, на его перроне с малой родиной и прощаешься…

Павел Прохоренков

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies