Вам будет интересно
Наши новости

Учитель Владимир Россеев: Детей нужно уважать, они не любят фальши и лжи

30 ноября 2014 6806 просмотров
, которого можно назвать одним из самых опытных в Пензе. На его счету — десятки научных публикаций, внимания заслуживает и его нестандартная система преподавания и отношения к ученикам.

" data-title="Учитель Владимир Россеев: Детей нужно уважать, они не любят фальши и лжи — Пенза-пресс, рунет за день">

Владимир Россеев — учитель географии, которого можно назвать одним из самых опытных в Пензе. На его счету — десятки научных публикаций, внимания заслуживает и его нестандартная система преподавания и отношения к ученикам.

Владимир Федорович Россеев последние 35 лет трудится в пензенской школе № 35, что находится в районе Автовокзала. Трехэтажное здание постройки начала 90-х годов. До этого школа № 35 базировалась в здании по улице Герцена. Владимир Федорович начинал работать еще в старой школе и благополучно перешел в новое здание.

Здесь на втором этаже у него есть свой кабинет географии. Я пришла к последнему уроку у девятого «Б». Замечаю, что в обычном кабинете географии Владимир Россеев создал свой особый микромир. Все на своих местах. Везде — идеальная чистота: глобусы возвышаются на шкафу, тут же сложены аккуратной стопкой практические работы, рефераты, контрольные, выполненные учениками разных лет. Все лежит в алфавитном порядке и по годам выпуска.

В 2006 году он одним из первых опубликовал статью об интегрированном, то есть совместном с другим учителем-предметником уроке. Одна из последних ярких статей была посвящена внеклассному мероприятию, которое прошло в виде суда над обществом.

— Я все время думал, как заинтересовать детей темой загрязнения окружающей среды. И решил — устрою публичный суд над обществом. Суть игры состоит в том, что Природа подает в суд на Общество за загрязнения и катаклизмы. Ответчиком по делу выступает Общество, которое оправдывается. Потом выступают свидетели. Среди них — и гидросфера, и атмосфера, и даже Пенза. Мероприятие прошло для десятиклассников. Долго готовился. После много положительных откликов было. Мне говорят, что, мол, зачем тебе это надо, ты от этого ничего не получаешь. Но я это делаю не ради денег, а для того, чтобы дети не потеряли интерес к предмету", — рассказывает педагог.

Показав свои работы, он приглашает сесть за парту и поговорить по душам. Замечаю, что рядом с учительским столом стоит большое дерево.

— Моя гордость, называю его «березка». Это дерево не просто так стоит, оно стресс снимает, но не у всех. Вот сейчас мы и проверим. Подходит вам это моя «березка» или нет, — лукаво улыбается Владимир Россеев.

Подхожу. Трогать не разрешает, можно только поддержать рядом руку. Спрашивает: «Что чувствуешь?»

— Холод.

— Значит не твое дерево, ничего страшного, — сразу ободряет географ. — Просто некоторые приходят, не успевают к нему подойти, как им жарко становится, — значит их. Вообще, люблю возиться с цветами, кустарниками. На школьном дворе кусты стоят — моя работа. Я их подстригаю, никому не доверяю эту работу.

Он сразу же признается, что всегда хотел стать учителем, но попал в эту профессию случайно. Можно сказать, судьба подтолкнула сама.

— Мне ведь через три месяца, 14 февраля будет 75 лет. Я сам родом из села Вичкилей Никольского района. Все детство прошло в деревне. Тяжело было. Мне полтора года было, когда отца на войну взяли. Он участвовал в боях под Ржевом — на троих одно ружье. А он был сапером, и, когда разминировали поле, и началась бомбежка, ему руки и оторвало. — Владимир Федорович останавливается и набирает в грудь воздуха. Хоть и прошло больше семидесяти лет, но он не может сдержать эмоций до сих пор. — Отец калекой вернулся в 1942 году. Потом младший брат родился — всего нас трое было у родителей. Я, можно сказать, рано повзрослел. Семилетку в Вичкилее закончил, а остальные два класса пришлось ходить за десять километров. Так и жили.

Когда Владимиру исполнилось 18 лет, он поехал на строительство Волжской ГЭС. Проработав немного на ГЭС и подкопив денег, молодой человек поступил в техническое училище № 7 по специальности «механик КИП» (контрольно измерительные приборы и автоматика). По тем временам — очень престижная и высокооплачиваемая профессия.

— Я приехал в Пензу, мне предложили устроиться на ТЭЦ. Я отказался. Сказал, что сам выберу себе профессию. В итоге устроился на завод ВЭМ слесарем 5 разряда с окладом 160 рублей. Тогда третий секретарь горкома получал 180. Поступил в московский институт землестроительства, дали комнату в общежитие. Можно сказать, жизнь наладилась, — сказал Владимир Федорович.

Однако в семье произошла трагедия — в 1963 году умер брат и заболела мама. Пришлось в срочном порядке вернуться в родное село Вичкилей. Работы по его специальности не было, тогда пошел в школу, не имея при этом специального педагогического образования.

— Когда пришел устраиваться, директор дал мне совет — любым способом удержи дисциплину на уроке, если справишься, то все получится. Так и сделал. Завоевал доверие и авторитет. Вел сразу географию, черчение и физику. Материал объяснял, чуть ли не «на пальцах». К примеру, чтобы наглядно показать, из чего складываются дроби, брал обыкновенную картошку. Спрашиваю: «Сколько это?». Ребенок говорил — один. Потом делю ее пополам, спрашиваю: «А теперь сколько?». Дети отвечают, что две половинки. Продолжаю. «А откуда они появились? От этого целого. Получается одна вторая». Им было понятно, да и мне легко, — рассказывает о тонкостях воспитания Владимир Федорович.

В Вичкилее Владимир начинал учителем, а с 1968 по 1978 стал работать завучем в школе. Кроме того, он поступил и окончил Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского по специальности «учитель географии». За это время он успел жениться и потерять отца.

— Уже 35 лет я работаю на одном месте в школе № 35. Спуску себе не даю до сих пор. В неделю у меня 27 часов, то есть пять-шесть уроков в день, плюс — внеклассная работа. До 2012 года еще был классным руководителем. За 51 год учительского стажа у меня набралось немало заслуг: Награжден знаком «Отличник народного просвещения», в 2003 году получил звание «Заслуженного учителя РФ», а также множество грамот и наград, — рассказывает о себе учитель географии.

— А как вам удается сохранять острый ум и память?

— Все оттого, что я каждый день выделяю два часа на разгадывание кроссвордов и сканвордов. И прохожу три-четыре километра — это моя норма. Живу я недалеко от школы, через дорогу, но сам намеренно себе удлиняю путь. И вы знаете, потом это настолько входит в привычку, что уже без ходьбы не могу. Стараюсь тонус и статус учителя держать. Я не могу себе позволить одеться плохо. Без галстука и костюма не могу прийти на работу. Учитель должен воспитывать не только знания, но и культуру. Учитель — это образец! Зеркало для ученика. Я никогда не чурался физической работы, это наоборот почетно. Вот ученики у меня выходят убирать пришкольную территорию, я иду первый вместе с ними работать. Беру самую большую лопату и — за дело, и они, глядя на меня, начинают работать. Учитель должен вдохновить своим примером и здесь. Только так можно добиться успеха и уважения.

— То есть учитель не имеет право оступиться и сделать ошибку?

— Конечно, нет. Учитель обязан быть на шаг впереди, ведь именно он дает знания и направляет. Элементарный пример. Задаю я ученикам тему на дом: Номенклатура Российской Федерации. Восемь блиц-вопросов по всей карте страны. Если ученик, не задумываясь, отвечает на все вопросы это — «5». Шесть-семь вопросов — «четыре», а меньше — и оценка соответствующая. Но я всегда даю человеку выбор — ты можешь согласиться с результатом или исправить на следующем уроке. Как правило, они выбирают второй вариант, — Я, перед как спрашивать карту, прошу детей самим меня проверить. Я ни минуту не колеблюсь и показываю. Спуску не даю ни себе, ни ученикам.
— Могут ли у учителя быть любимчики среди учеников?

— Не могут, все дети должны быть одинаковы. Но второй момент — дети самопроизвольно выделяются из целого класса. Один ученик внимательно слушает, он помогает активно на уроке. И мы, учителя, опираемся на учеников, которые прилежно учатся. При опросе, когда проходим достаточно сложную тему, я вызываю «хорошиста». Если он не ответил, вызываю более сильного. Если тот не справился, вызываю отличника, но уж если и тот не ответил, тогда я закрываю журнал и начинаю объяснять тему заново. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу одно — у меня все ученики хорошие.

— Вам есть чем гордиться. Не одно поколение школьников выпустили.

— Это точно. Учитель может навеки оставить о себе память. Объясню почему. Вот закончил я четвертый класс в 1951, уже прошло шестьдесят лет, а я до сих помню этих учителей. Так и меня помнят мои дети. Выросшие ученики рассказывают о своем учителе, а те своим детям, вот и идет народная слава обо мне. Даже сейчас иду я по своему району, а меня почти каждый знает. Здороваются, спрашивают как дела. Кого-то я уже и не помню по имени, но они помнят меня и это радует. Учитель — это уважаемый человек.

После беседы Владимир Федорович провожает меня до выхода из школы, и, напоследок, не удержался и сказал: «Детей нужно уважать, они не любят фальши и лжи. Я не из таких, я нараспашку…».

Екатерина Борисова, газета «Репортер»


Реклама

Не знаете, где в Москве найти военный магазин чтобы купить то, что вам нужно? Предлагаем вам зайти на сайт voentorg.biz и перед вами откроется военторг У Алены, где представлено абсолютно всё, что вам нужно по самым низким ценам. Мы вас ждём!

Фотография: фото Екатерины Борисовой

Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle