В Пензе разразился скандал вокруг социальной рекламы, пропагандирующей безопасный секс. Чиновников смутило изображение контрацептива на билборде, направленном на профилактику распространения ВИЧ среди населения.
Как сообщил ИА «Пенза-Пресс» заместитель главного врача Пензенского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи Сергей Олейник, на «конфликтном» баннере изображен внедорожник, на котором сзади вместо «запаски» - контрацептив. Смысл изображения раскрывается в лозунге: «Защити себя и тех, кого ты любишь. Не забудь запаску…». Внизу билборда также имеется призыв сдать тест на ВИЧ в любой поликлинике города илиСлужбе СПИД бесплатно и анонимно, указаны контакты «Пензенского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи».
По его словам, баннеры разрабатывались по заказу областного клинического центра специализированных видов медпомощи одним из пензенских рекламных агентств. Из предложенных вариантов билбордов эксперты медучреждения выбрали три, после чего их отправили на согласования в мэрию, чтобы там дали добро на их размещение.
Но в администрации торопиться с разрешением не стали.
«Было письмо с просьбой эти баннеры разместить – помочь в размещении. И оно попало, как я понял, к каким-то чиновникам из городской администрации, а они решили, что называется, подстраховаться и еще раз провести дополнительную экспертизу, хотя, в принципе, посылают баннеры не люди с улицы и согласовывали их все-таки сотрудники специализированной службы [сотрудники областного клинического центра специализированных видов медпомощи]. Причем это делалось коллективно, его рассматривали разные возрастные категории специалистов.
Но изображение презерватива, видимо, кого-то из чиновников напрягло. Они попросили дополнительной экспертизы. Они, наверное, хотят его в минздрав послать на согласование. Минздрав – опять к нам пошлет…
Мне просто сама позиция смешна, потому что, когда во вчерашнем эфире на одном из каналов главный уролог разговаривал практически обо всем совершенно открыто в прайм-тайм по проблемам мужского и женского сексуального здоровья, – это ничего. Когда на универсаме висит огромный плакат с рекламой нижнего белья, где полуодетая барышня, - это тоже ничего. Когда на всех кассах во всех магазинах лежат презервативы – это тоже ничего.
А тут вот чиновники, у которых в городе растет заболеваемость ВИЧ-инфекцией, почему-то напряглись. Достаточно смешно. Я просто знаю, какие баннеры вывешивают в других городах. Ну, это, видимо, специфика пензенская. В других городах это абсолютно нормально», - рассказал Сергей Олейник.
В пресс-службе администрации Пензы факт поступления баннеров на согласование подтвердили.
«Вообще письмо с просьбой согласовать было написано на имя Юрия Ивановича Кривова. Он отписал это письмо в соответствующую службу. Там его посмотрели, оценили и все-таки засомневались в том, что это социальная реклама, потому что там название и контакты конкретной организации фигурируют.
Это учреждение принадлежит министерству здравоохранения Пензенской области. Поэтому было составлено письмо в адрес министерства здравоохранения Пензенской области с просьбой рассмотреть и согласовать предложение [по размещению баннеров].
Сейчас ждем от них ответа, а потом будем решать - если они не против, то там уже будем определять, что это вообще: социальная ли реклама и может ли она быть таковой. Еще большой вопрос, что на это скажет УФАС, потому что там изображен презерватив, а это, наверное, не особо пристойно», - сообщили в пресс-службе.
По ст. 10 закона «О рекламе», «рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления».
Конечно, учреждение здравоохранения не является органом госвласти, но все же вряд ли можно сказать, что областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи, в состав которого входит Служба СПИД, преследует коммерческие цели, размещая на подобном баннере свои контакты. Тем более что тест на ВИЧ в нашей стране бесплатный…
«Я все понимаю. Смущаются люди разному. Люди не смущаются, глядя на полуобнаженных женщин в центре города, а видя изображение презерватива, почему-то смущаются. Это чисто ханжеский подход, на наш взгляд, совершенно неадекватный ситуации, которая складывается в городе.
На социальной рекламе должна быть информация, куда люди хотят и могут обращаться. Человек должен знать, где он должен получить информацию необходимую, а иначе кому это нужно вообще?
Меня поражает наша мэрия - она потрясающая! Если они откажутся, то будет смешно, это будет на всю Российскую Федерацию скандал. Федеральные деньги в городе, который горит от ВИЧ, не могут, не находят нужным использовать?Дурость полная!» - прокомментировал Сергей Олейник.
Стоит отметить, что, по данным ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи», за 9 месяцев 2015 года ВИЧ-инфекция впервые была диагностирована у 290 жителей области. Рост заболеваемости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 37,4%.
«Из 290 вновь выявленных за 9 месяцев 2015 года ВИЧ-инфицированных 165 (56,9%) человек являются жителями Пензы, из которых у 92 человек (55,7%) установлен внутривенный путь инфицирования», - сообщается на сайте медучреждения.