10.03.23
История Пензы
Поделиться

Поиски продолжаются: житель Ахун Александр Голяков представил свою версию местонахождения Предтеченского монастыря

10.03.23
Поделиться
Житель Пензы Александр Голяков обратился в редакцию информационного агентства «Пенза-Пресс», чтобы рассказать о своей версии местонахождения первого в городе Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. Его догадки кардинально отличаются от предположений, которые ранее высказывал Заслуженный работник культуры Пензенской области Александр Дворжанский.

Местонахождение монастыря является одной из загадок истории Пензы. Дело в том, что в 1723 году его разобрали до основания, монахов и Предтеченскую церковь перевезли на территорию Спасо-Преображенского монастыря (он находится внизу у памятника «Первопоселенцу»).

Причиной такого решения стал случай, который произошел на Базарной площади в Пензе в 1722 году: монах Варлаам, взобравшись на крышу торговой лавки, объявил Петра I антихристом, обвинил его в убийстве сына и назвал проводимые реформы опасными для традиционных русских устоев.

Из-за забвения, которому предали Иоанно-Предтеченский монастырь, который, возможно, был образован практически одновременно с созданием крепости Пенза, не сохранились данные о его точном местонахождении. Оставшиеся скупые свидетельства в документах и ориентиры только запутывают поиски. Не было в отношении этого объекта и серьезных археологических экспедиций.

Два новых факта

«Я родился в Ахунах. С 2010 года занимаюсь исследованием своей родословной, постепенно появился интерес именно к изучению истории региона, в том числе занялся поиском информации по Иоанно-Предтеченскому мужскому монастырю», – рассказал краевед Александр Голяков.

По его словам, он проанализировал данные, которые были уже представлены пензенскими исследователями, а также посвятил себя поискам документов, которые так или иначе могли быть связаны со святыней, в архивах. Результаты своей работы и версию о месте нахождения монастыря он изложил в книге «Пензенский Предтеченский монастырь: поиски и находки» (0+).


Благодаря документам, найденным в архивах, Александру Голякову удалось установить два ранее неизвестных факта.  

«Я стал искать информацию в монастырских фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Изучал их достаточно долго и, к сожалению, нашел только одно дело о пенных [от слова пени] деньгах. Проще говоря, там речь шла о том, что священники, которые служили там, не имели разрешительных документов, и за это монастырь был наказан штрафом в пять рублей. Это новый документ, ни разу не описанный никем».

Также житель Ахун нашел свидетельство того, что в 1722 году у монастыря было 10 крестьян, девять из которых были куплены у пензенской вдовы Мещериновой, а один пожертвован стольником Валынским.

«В «Пензенской энциклопедии» указано, что монастырь «крестьян и вотчин не имел». Найденный мной документ доказывает, что это не так».

Версия Голякова

Что касается именно местоположения Иоанно-Предтеченского монастыря, то краевед опирается на данные карты начала XIX века. Его внимание привлек хутор Тихоименитый Спасо-Преображенского монастыря. По мнению Александра Голякова, слово «тихоименитый» может означать следующее: «Смирный, спокойный и широко известный, знаменитый».

«Хутор не зря назвали «Тихоименитым». Значит, его усмирили, успокоили, а ранее он был знаменитым. Я уверен, что речь идет о том, что раньше на месте строения хутора был именно Иоанно-Предтеченский мужской монастырь».


Далее план Тихоименитого хутора, датируемый 1807 годом, он сравнил с картой современной Пензы 1997 года. В качестве ориентира использовал русло Суры и речку Бурчиху, которые отмечены на обоих документах. В результате удалось установить местоположение хутора на современной карте, отмечает Александр Голяков.

Краевед делает вывод, что Иоанно-Предтеченский монастырь располагался по правую сторону от моста при въезде в Ахуны. Сейчас там частный сектор.

Он считает, что место хорошо подходит для создания монастыря, так как здесь начинается надпойменная терраса, которая не могла затапливаться во время половодья. Рядом есть мощный ручей Теплый колодезь, который монахи могли использовать в хозяйственной деятельности.

Какушкина пристань

Также в своей версии Александр Голяков опирается на данные документа 1841 года.

«В нем точно указывается место, где находился Предтеченский монастырь. К сожалению, опирается документ на рассказы пензенских старожилов, без каких-либо ссылок. Информация оказалась в фонде пензенского Спасо-Преображенского монастыря государственного архива Пензенской области: «По словесным преданиям, слух носится от Пензенских старожилых людей, что Пензенский мужеский монастырь первоначально построен был за рекою Сурою, на востоке против города Пензы в дремучих и темных лесах на поляне, называемой Какушкина пристань, где ныне монастыря сего хутор. Еще раз выделю: «ГДЕ НЫНЕ МОНАСТЫРЯ СЕГО ХУТОР», – говорится в книге пензенца.

В своем исследовании Александр Голяков доказывает, что указанный выше географический ориентир «Какушкина пристань» находился именно слева от ахунского моста. То есть как раз недалеко от того места, которое он установил.

Где тогда Белая гора?

Как ранее рассказывало ИА «Пенза-Пресс», Александр Дворжанский при проведении поисков места расположения Иоанно-Предтеченского монастыря склонялся к другой версии. По его мнению, искать стоит не в районе моста, а далее, в районе Бурчихинских склонов. При изучении краевед, в частности, опирался на топоним Белая гора (указание имеется в книге статистика, исследователя монастырей Василия Зверинского), так как есть свидетельства, что он располагался именно там. Но что это? Такое название местности до наших дней не сохранилось.

Общаясь с Александром Голяковым, мы не могли не спросить, почему в его версии никак не фигурирует этот топоним.

«Я считаю так: если смотреть со стороны Пензы на восток, то сразу за поймой Суры видна эта гора. И, скорее всего, ее всю, всю территорию у Ахун называли Белой горой. Поэтому мне кажется, что это несущественный факт в поисках монастыря».

Есть у Александра Голякова и свои мысли по поводу дневниковых записей историка Бориса Гвоздева, на которые также опирается Александр Дворжанский. Они датируются 1924 годом. В своих записках Гвоздев рассказывал, что местные жители его проводили до местечка, которое называлось Новый Афон. Там он обнаружил изгородь и поваленный столб (крест) с иконой. Предположительно, местные жители чтили это место как святое именно в связи с тем, что ранее тут был Предтеченский монастырь.


Александр Голяков считает, что место, указанное Гвоздевым, найти так и не удалось, и нет никаких доказательств того, что оно связанно именно с Иоанно-Предтеченским монастырем.

«Там указываются три основных ориентира, куда вели его проводники: Молошниковый лес, грани, Новый Афон. Молошниковый лес находился на территории Заречного. Важно отметить, что недалеко от хутора Спасо-Преображенского монастыря был хутор Троицкого женского монастыря. На их сенокосных угодьях была Афонина поляна. Похожее название было и в районе хутора архиерейского дома, который назывался Светлый колодезь. Можно предположить, что рядом с этими Афониными полянами где-то была возвышенность, которую вполне могли назвать Новый Афон. То есть это могло быть какое-то святое место, не связанное с Предтеченским монастырем».

Подводя итог своему рассказу, Александр Голяков отметил, что его изыскания – аргументированная версия: «В своей книге я хотел зафиксировать то, что нашел, выразить свои мысли, соображения и привести доказательства. До этого подобных публикаций по этой теме не было. И пусть издание и моя версия послужат поводом для новых поисков, открытий и споров».

О версии Александра Голякова мы намерены запросить мнение краеведа Александра Дворжанского. Им мы обязательно поделимся с читателями ИА «Пенза-Пресс».

Елена Юсупова

Материалы по теме:
Материалы по теме:

Читайте также из рубрики История Пензы:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies