14.03.23
История Пензы
Поделиться

Поиски Предтеченского монастыря: Александр Дворжанский поделился мнением о новой гипотезе

14.03.23
Поделиться
Заслуженный работник культуры Пензенской области Александр Дворжанский поделился с ИА «Пенза-Пресс» мнением о версии краеведа Александра Голякова, который считает, что первый монастырь Пензы, Иоанно-Предтеченский, находился у моста недалеко от въезда в Ахуны.


Разбор представленных Александром Голяковым доказательств о расположении Предтеченского монастыря на месте Тихоименитого хутора Спасо-Преображенского монастыря, то есть справа от моста при въезде в Ахуны, начнём с названия хутора.

По мнению Александра Голякова, слово «тихоименитый» может означать следующее: «смирный, спокойный и широко известный, знаменитый», а дальше проводится связь названия с монастырём: «Значит, его усмирили, успокоили, а ранее оно было знаменитым. Я уверен, что речь идет о том, что раньше на месте строения хутора был именно Иоанно-Предтеченский мужской монастырь».

Не нужно ничего выдумывать и пытаться найти какие-то ассоциации, поскольку всё предельно просто. Заглянем в церковнославянский словарь и посмотрим, что означают созвучные слова «христоименитый», «богоименитый». Это «носящий на себе имя Христово» (христианин), «названный по имени Божию». Отсюда: «Тихоименитый» – именуемый, названный, называемый «Тихим». «Тихий хутор» и «Тихоименитый хутор» – одно и то же.

Как видим, уверенность, если она опирается только на название, очень легко поколебать. Для пущей уверенности нужны веские документальные доказательства. И они, на первый взгляд, вроде бы есть. Нам приводится следующий архивный документ: «По словесным преданиям, слух (выделено мной. – А. Д.) носится от Пензенских старожилых людей, что Пензенский мужеский монастырь первоначально построен был за рекою Сурою, на востоке против города Пензы в дремучих и темных лесах на поляне, называемой Какушкина пристань, где ныне монастыря сего хутор». Выделенные слова сразу же опровергают всю документальность (то есть опору на факты) источника: слух не может являться фактом, действительным событием, которое произошло.

Содержание документа тоже весьма противоречиво: монастырь построен «в дремучих и тёмных лесах на поляне, называемой Какушкина пристань», – то есть у самой речки, а не в лесу. К тому же всё-таки хутор был устроен не на этой поляне, а по другую сторону моста, которого тогда ещё не было, как и самой дороги на Пензу, она проходила ниже по течению, за Какушкиной пристанью. На старых картах это можно видеть. Но это уж так, попутно. Главное, – что указанное местонахождение не является достоверно известным, а вычислено на основании слухов.


Кстати, пользуясь случаем, позволю себе порассуждать: а зачем здесь сделали пристань, если Ахуны ещё не были заселены?

Старые карты объясняют и это. 


На одной из них мы видим, что в центр к дому лесника сходятся все дороги. Отходящая вправо, обозначенная красным цветом, называется «Лашманская». Лашманы – это люди, которые заготавливали корабельный лес для постройки флота России, главным образом татары. Одну лесную дорогу-лашманку мы знаем близ села Индерка Сосновоборского района. Оказывается, у нас в Ахунах находилась своя такая же дорога, по которой к реке доставлялись корабельные сосны, произраставшие от Ахун до Селиксы (Кижеватово), где и проживали лашманы, набираемые из мордовского населения, приписанные к Казанскому адмиралтейству. Тема, достойная самостоятельного изучения.

Эта дорога сейчас уходит в Заречный, до реки же она не продолжалась. Видимо, от дома лесника брёвна зимой доставлялись по естественному ложу – по льду ручья, впадающего в Суру как раз у Какушкиной пристани. Весной по полой воде брёвна, связанные в плоты, или же на судах доставлялись в Казань на верфь, где из них строились корабли. Когда здесь лашманская повинность прекратилась, пристань стала не нужна.

Интересно, что каждая дорога, отходившая от дома лесника, имела своё название. К югу уходила Кичкилейская дорога. На запад (нанесена красным цветом) шла дорога Терновская (она же на Пензу). Севернее – дорога, называемая Дедова (тоже в Пензу). На север через дом лесника проходила дорога Игуменская – от Игуменского хутора Троицкого женского монастыря (район бывшей психколонии), территория которого, близкая к квадрату, обведена синим цветом. Эта дорога выводила на тракт «Пенза – Городище», по другую сторону которого Архиерейская дорога вела к Архиерейскому Светлоколодезному хутору.

Итак, будем считать, что документального подтверждения местонахождения Предтеченского монастыря в районе Тихоименитого хутора автор новой версии не привёл. А оно вообще-то есть? Да, конечно.

Первый источник – это книга В. В. Зверинского о монастырях, где сказано, что Предтеченский монастырь располагался «в 4 верстах от Пензы, в называющемся Большом Сурском лесу, на Белой горе неподалёку от нынешней Мочаловской мельницы». Если под Белой горой понимать не конкретную локализованную гору, а район или, как пишет Александр Голяков: «всю территорию у Ахун называли Белой горой», то найти монастырь по такому «адресу» – всё равно что искать иголку в стоге сена.

Некоторые даже считают, что Белая гора и вовсе находится не за Сурой. Что Белая гора и Божья гора, где расположен дачный массив, – это одно и то же. Специально для них привожу выдержку из документа Святейшего Синода: «Граждане Пензы, со своей стороны, предложили средства для построения монастырских зданий и двух деревянных церквей, предлагали также построить скотный двор и наградить всяким скотом, ходатайствуя о позволении построить вновь Предтечев монастырь, на Божьей ли горе, или на прежнем месте – на Белой горе, по реке Суре…». Как видим, здесь речь идёт о двух совершенно разных местах.

Второй документ – краткая записка Бориса Николаевича Гвоздева, 20 июля 1924 года посетившего с проводниками место Предтеченского монастыря, которую Александр Голяков приводит в пересказе. Так не делается. Нужно давать читателям сам документ. Вот он: «Был на месте, где, по прежним предположениям, находился Предтечев монастырь, в местность, называемую «клады». Место обнесено с двух с половиной сторон канавой, а с одной стороны овраг. В средине небольшое местечко огорожено жердками, уже обрушившимися, в средине этой изгороди столб (тоже повален), на нём была деревянная икона. Местность довольно дикая, есть несколько ям неправильной формы. Необходимо произвести хотя бы маленькие раскопки. «Клады» находятся дальше т. н. «Нового Афона», нужно итти вдоль канавы налево, перейти грань Молошниковского леса. По словам проводников, местность «Белая Гора» около Ахун существует приблизительно в 1 версте вверх по Суре». Для определения местоположения монастыря написано, прямо-таки скажем, невразумительно.

Но обратите внимание на выделенные мною слова: они дают нам ориентир, утверждающий, что Белая гора, где, согласно Зверинскому и синодальному документу, располагался Предтеченский монастырь, находится в районе «Русской охоты» и «Белого омута», не доходя Бурчихи. На этой (как мы считали) горе в прошлом году и пытались найти какие-либо остатки монастыря. Но ничего не нашли. Так, может, гора не та или это гораздо большая территория?

Прежде чем ответить на этот вопрос, приведём третий и, можно сказать, главный документ о местоположении монастыря, который как-то остался вне поля нашего зрения. В 13-м номере «Пензенских епархиальных ведомостей» за 1902 год был напечатан материал об упразднённых монастырях, в том числе и о пензенском Предтеченском монастыре, о котором сказано: «Находился в 4 верстах от г. Пензы в «большом Сурском лесу», на урочище, именуемом «Белая гора».

Не на самой горе, а на её урочище. А что такое урочище? Есть несколько объяснений этого слова. Например, «любой географический объект или ориентир, о названии которого договорились люди». Но тогда и Белая гора – тоже урочище.

Или другой перевод: «Место, выделяющееся по каким-либо признакам из окружающего ландшафта», - то есть, по сути, всё, что особо заметно на фоне остального. Но тогда это может быть и гора, и овраг, и Белый омут, и даже ресторанно-гостиничный комплекс «Русская охота».

Так мы можем гадать сколько угодно. Нужна какая-то подсказка. Чтобы её найти, пришлось в госархиве Пензенской области просмотреть несколько десятков старых планов, и на двух из них встретилось это название в дореволюционной транскрипции – «Урочище Белыя горы», что надо понимать не как множественное число «Белые горы», а как «Урочище Белой горы».

Чтобы легче было представить себе нахождение этого места, подскажем, что изображённый на чертеже в верхнем правом углу топор соответствует «Русской охоте». А само урочище лежит не на горе, а у её подошвы, по левую сторону дороги, ведущей в Бурчиху.

Вот здесь и нужно искать остатки Предтеченского монастыря. Это строго соответствует имеющимся документам. Территория довольно большая. Но работа стоит того, так как в этом году исполнилось ровно 300 лет с момента уничтожения монастыря.

4 февраля 1723 года Святейший Синод издал указ, в котором говорилось: «…оный Предтечевский монастырь, в котором ныне настоятеля не имеется, разобрать до основания, а братство… перевесть и всякую церковную утварь, и ризную казну, и прочее, что ни есть, всё с землями и угодьями, описав, отдать в Спасский Преображенский…».

Так погасла лампада возносимых в этом месте молитв к Богу, начало которым было положено ещё до основания Пензы. Пусть же спустя 300 лет здесь вновь возродится молитвенное общение с нашим Творцом. Но сначала всё-таки нужно найти материальные подтверждения того, что обитель располагалась именно здесь.

P. S. Если мы посмотрим на последний план, то увидим, что постройки Тихоименитого хутора Спасо-Преображенского монастыря находились близ теперешнего моста, у самого ручья Тёплый колодец. Кстати, название ручья, видимо, неслучайно: пока родниковая вода, протекая по одноимённому оврагу, попадала в устроенный монахами у своего дома колодец, она успевала хорошо прогреться.

 

Это местоположение построек опровергает версию И. С. Антонова, который в своей книге «Ахуны: история и современность» писал, что Предтеченский монастырь основан на территории современных Ахун, и его монашеские кельи располагались на территории нынешних улиц Сплавная и Дачная. Там в советское время были найдены клад серебряных монет, иконка Сергия Радонежского, крестик, подсвечник и т. д., что и дало основание автору для такого утверждения.

В его книге даже приведена фотография монастырского пруда, который, как он считает, «одно из самых старых гидротехнических сооружений Пензенской области». И даже указывает фантастическую дату, когда он был сооружён, – 1570-е годы.

Но мы-то теперь знаем, что первые постройки Тихоименитого хутора стояли у теперешнего моста через старицу. Следовательно, в то место, где расположен пруд, они были перенесены монахами уже позднее – от суеты и свалки на Какушкиной пристани. Выше по течению реки, на расстояние 500 метров от ручья Тёплый колодец, где хутор снова стал «тихим», каким ему и полагается быть исходя из названия. 

Материалы по теме:
Материалы по теме:

Читайте также из рубрики История Пензы:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies